Детский сад – это новый период в жизни ребенка. Первый раз он уходит из дому на целый день. Для маленького человечка - это всегда не просто. Новая обстановка, новые люди не все дети принимают сразу и без проблем.
Детский сад для малыша – это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Привыкание к садику не всем детям дается легко. Большинство детей реагируют плачем на сад. У каждого это происходит по-разному. Одни дети легко входят в группу, но могут дома вечером плакать, кто-то соглашается идти в детсад с утра, а перед входом в группу может плакать и упираться. Этот период в жизни малыша педагоги называют адаптационным. Все дети проходят период адаптации к новым условиям жизни. Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к изменениям.
Воспитатели детского сада готовы помочь родителям в этот не простой период для семьи. От родителей требуется только терпение и ни в чем не обвинять ребенка за его слезы или истерики.
Все, что надо малышу - это адаптироваться к новым условиям! Все, что требуется от родителей – это помочь ребенку привыкнуть к саду!
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-4 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:
1. Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
2. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
3. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок, обувь на липах.
4. Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
6. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
7. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
8. Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.
9. В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
10. Ребенок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.
Безусловно, время пребывания ребёнка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго.
Специалисты-психологи рекомендуют следующую примерную схему:
1-2 день – оставьте ребёнка на 2-3 часа. Находиться с ребёнком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Малыш должен знать, что это должен делать воспитатель
3-6 день – заберите ребёнка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу (опоздай Вы немного, и крохе придётся пережить несколько неприятных минут тревожного ожидания мамы)
Со вторника второй недели (после выходных, в понедельник, всё ещё щадящий график) малыш уходит домой в полдник. И лишь с третьей недели можно оставлять ребёнка на целый день.
Весь адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы с участием психолога.
Разработано воспитателями 2 ясельной группы Барановой Е.В., Галаган В.В.